Понятие «педагогическая технология»
Термин « педагогическая технология » приобрел чрезвычайного распространение в системе высшего образования. Однако, отвечая на вопрос, что такое педагогическая технология, - можно дать немало правильных ответов, потому однозначного толкования такого понятия в педагогической теории и практике не существует.
С. Сысоева насчитывает более 300 подходов к определению понятия «педагогическая технология» (рациональный способ достижения сознательно сформулированной образовательной (учебной, воспитательной) цели; наука, педагогическая система, педагогическая деятельность; системно- деятельностный подходк образовательному процессу; искусство педагога; модель; средство оптимизации и модернизации образовательного пространства; процессуальный компонент образовательного процесса интегративный подход в образовании и т.д.). Такое разнообразие мнений обусловлено сложностью и многогранностью обозначенной проблематики. Ведь достижения педагогических результатов зависит от значительного числа факторов влияния, каждый из которых требует специального исследования.
Построенная на основе принципов синергетики модель трактовки и определения педагогической технологии, разрабатывалась на принципах не противопоставление, а объединение различных подходов к толкованию понятия « педагогическая технология Педагогическая технология в вузах - это множество обоснованных проективных действий
осуществленных субъектами учебно-воспитательного процесса с целью подготовки специалистов в соответствии с требованиями информационного общества.P1,P2,..,Pn, Это определение нуждается в толковании понятия «проективная действие», которая вытекает из понятия «психолого-педагогическое проектирование». Исследование его содержания в педагогике и психологии только началось. И здесь проявляются различные подходы. В частности, проектирование понимают как:
1) будущее процесса (С. Слепкань)
2) осуществление построения адекватной системы предметно-преобразовательных действий (С. Максименко);
3) поэтапное конструирование будущих шагов познавательной деятельности студентов (М. Евтух, В. Сердюк)
4) формирование нормативных представлений (моделей) педагогической деятельности и создания проектов такой деятельности (В. Бондарь)
5) тезаурусного-дидактическое моделирования определенных систем (моделей) на основе определенных исходных условий (И. Зязюн).
Однако, общим для названных подходов является результат - определенная система (подсистема, модель).
Это дает возможность соединить указанные подходы в таком указанные:
Психолого-педагогическое проектирование (Р) - это создание определенной педагогической системы, подсистемы, модели на основе заданной цели и заданных и исследованных теоретико-методических основ.
Предложенное определение отличается от других, рассматриваемых в педагогической теории тем, что конечный результат (объект проектирования) описывается языке «систем». Такое применение системного подхода позволяет предоставлять будущем созданию четкой иерархичности, структурированности, взаимообусловленности различных составляющих конечного педагогического продукта.
Надо понимать, что для разных аудиторий нужны разные подходы. Есть много тестов, которые можно провести, чтобы определить нужную технологию. Для этого Вам нужно хороший принтер, который можно найти в интернет магазине МФУ и немного свободного времени для распечатки тестов.
Приведенные определения проиллюстрировано графически, где S
- субъекты учебно-воспитательного процесса; М1, Sj ..., М1- прообразы фундаментальных факторов личностно-ориентированного обучения и воспитания Pп- иллюстрируют совместной деятельности субъектов обучения и воспитания по их реализации. Нижняя часть1, P2, ..., Pm(б)расшифровывает значение плоскости С).Значение индекса
зависят от типа педагогического взаимодействия (еслиі = 1 со студентом или студентами работает один преподаватель; еслиі= 2 то работают два преподавателя, например, во время проведения лекций вдвоем, при и = 3 к работе привлечены три преподавателя, скажем, экзаменационная комиссия и т.п. Аналогично, в зависимости от значения коэффициентаіможет изменяться и количество студентов, отражая аудиторная занятия, экзамен, консультацию и т.п..j Итак, модель отражает уровне ризномножиннои взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (преподаватель - студент; преподаватель - группа (поток) студентов; преподаватели - студенты) и динамику взаимосвязей между различными компонентами методической системы, без обоснованного проектирования которых эффективная деятельность невозможна.
Преимущество такой пространственной модели заключается не только в выделении обучающихся, подчеркивании их активного взаимодействия, но и в возможности синтеза различных педагогических направлений реформирования образования, в частности реализации личностно ориентированного подхода. Приведенная модель имеет универсальный характер и позволяет осуществить локализацию всех вузов, например, педагогических.
Одной из важнейших особенностей этой модели как педагогической системы является то, что она включает в виде подсистем различные подходы к толкованию понятия «
Процесс создания различных педагогических систем в педагогической литературе описывается по-разному. педагогическая технология ».
При всей прогрессивности предлагаемого методологического подхода они определенное несоответствие интегративно-синергетическим требованиям:
а) плоскостные изображения субъектов и объектов учебного процесса каждый раз создают закрытые системы, которые практически не подлежат дополнению;
б) субъекты учебного процесса при этом теряются в множестве объектов, которые рассматриваются;
в) все они построены на основе определенного системообразующего фактора, ограничивало возможность этой педагогической системы проиллюстрировать множественность подходов.