Теоретические основы учебной деятельности (дидактика высшей школы)
Педагогическая наука изучает обучения и воспитания в их единстве и целостности как особую, социально и личностно детерминированную, целенаправленную деятельность по передаче молодому поколению социокультурного опыта с целью его подготовки к активной и творческой деятельности в обществе. Для конкретного и подробного рассмотрения каждой из этих частей деятельности выделяют соответственно такие педагогические дисциплины, как теория обучения и теория воспитания.
Теорию обучения, научно обосновывает его содержание, принципы, методы, организационные формы и средства называют дидактикой (отгреч.учебный, «тот, кто учит»). Дидактика, как раздел педагогики, отвечает на вопрос: кого учить, как учить, где учить, для чего учить, чему учить. Эту отрасль педагогических знаний еще определяют как теорию образования и обучения. В этом случае образование является результатом обучения, а обучение - путь образования или способ достижения результата. Важно то, что дидактика - это отрасль науки педагогики, поэтому можно говорить о ее объект, предмет, цели, задачи, методология и методы исследования.
Объектом дидактикивысшей школы является обучение как особый вид деятельности, направленный на передачу студентам социального опыта, апредметом- содержание, закономерности, принципы, формы, методы, средства, условия, критерии обучения, взаимодействие субъектов педагогического процесса, взаимосвязь процессов преподавания и учения.
Целью дидактикивысшей школы является разработка и обоснование содержания, организационных форм, методов и средств обучения, которые определяют эффективность взаимодействия субъектов педагогического процесса, направленной на формирование специалиста-профессионала, способного быстро адаптироваться к жизни общества и реализовать свой творческий потенциал.
Задача дидактикивысшей школы состоит в том, чтобы определять цели и содержание обучения; обосновывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; совершенствовать формы, методы и средства обучения разрабатывать эффективную организацию обучения, новые технологии системы обучения.
Методы исследованиякоторыми пользуетсядидактика высшей школы , разделяют натеоретическией эмпирические,Теоретические методы позволяют теоретически обосновать и осмыслить факты, а эмпирические - их получить.
часто в педагогических исследованиях применяют следующие методы:
а) теоретические:анализ, синтез, сравнение, ранжирование, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация, формализация, моделирование, изучение научных источников, нормативных документов;
б) эмпирические:наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, интервью, обобщение независимых характеристик, экспресс-метод, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент.
К важных источников развития современной дидактики высшей школы относятся: общефилософские положения и категории, позволяющих через призму философского знания рассматривать проблему; педагогические идеи ученых-педагогов, философов, историков прошлого, знание, полученные исследователями в области педагогики, специальные научные теории (теории содержания образования, методов обучения); обще-научная методология (теория учение о научном методе познания).
Применение системного, деятельностного, синергетического и личностно ориентированного подходов к моделированию подготовки будущего учителя предполагает выявление того нового, что вносится в развитие студентов как субъектов педагогической деятельности, и определение системы образовательных задач, которые он должен выполнить для этого. Такой подход обусловливает необходимость построения учебного процесса не как организацию усвоения системы знаний, а как активное учебно-познавательную деятельность, изменения роли студента из объекта в субъект обучения и формирования на этой основе субъект-субъектных отношений между преподавателями и студентами. В частности:
Деятельностный подходнаправленный на овладение других видов человеческой деятельности - практической, познавательной, ценностно-ориентировочной, эстетической и других, а также на овладение собственно учебной деятельностью. При этом подходе акцент делается на овладении умениями, как способностями выполнять определенный вид деятельности (определенные действия).
Синергетический подходзаключается в том, что процедура обучения, способ связи преподавателя и студента можно представить как создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самим студентом, его активная и продуктивная творчество.
Аксиологический (ценностный) подходимеет основой учения о ценностях. Человек рассматривается как высшая ценность общества и цель его развития, а развитие нравственных, эстетических, экономических, экологических и других ценностей - как основная задача гуманистической педагогики.
Дидактика оперирует такими философскими категориями, как закон и закономерность. Время как теория образования и обучения она имеет свои специфические понятия (категории): обучение, преподавание, учение, содержание образования, цели, принципы, формы, методы и средства обучения.
Законы и закономерности обучения не содержат конкретных рекомендаций. Они являются теоретической основой для разработки принципов и способов действий педагога в конкретных учебно-воспитательных ситуациях.
Принципы обучения- это обобщенные требования к организации и осуществления учебного процесса, основные исходные положения теории обучения; теоретическая основа практической деятельности преподавателя и студентов, знание о сущности, содержание, структуру обучения, его законы и закономерности, выраженные в виде регулятивных норм педагогической практики, способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса; рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс,
В современной дидактике не существует загальновизначенои системы принципов, случаются разногласия в их трактовке. В своей основе принципы обучения в высшей школе - это трансформация сформулированных для средней школы принципов, является вполне закономерным явлением. Ведь дидактика высшей школы Основными принципами обучения в высшей школе являются:
- сознательности и активности (сущность профессионально необходимого образования составляют самостоятельно осознанные знания, а сознательное усвоение учебного материала зависит от мотивов учения, уровня и характера познавательной активности и творческого участия студентов, организации учебно-воспитательного процесса и руководства познавательной деятельностью);
- доступности (познавательно-практическая деятельность проводится с учетом характера учебного материала и уровнем подготовки студентов к его усвоению)
- систематичности и последовательности (система научно-профессиональных знаний формируется в соответствии с внутренней логикой учебного материала и потенциальных познавательных возможностей студентов; систематичность и последовательность профессиональной подготовки будущих учителей обеспечивается последовательным овладением соответствующими знаниями, умениями и навыками в течение всего
периода);
- научности (учебный материал предполагает научно-достоверные знания, соответствующие современному уровню развития науки, а также и методам научного познания, применение в учебном процессе методов обучения, по своему характеру приближаются к методам научного исследования);
- принцип связи теории с практикой является важным в подготовке студентов, поскольку истинность научной информации, научных теорий проверяется только практикой; теоретические исследования создают необходимую основу для формирования практической деятельности студентов, одновременно значительный практический опыт обеспечивает возможность более прочного усвоения теории; интенсивность обучения осуществляется благодаря применению активных методов, деловых игр, педагогических ситуаций, их моделирования;
- системности и целостности элементов подготовки студентов к осуществлению профессиональной деятельности находятся в тесном взаимодействии ; этот принцип можно рассматривать как на уровне учебно-воспитательного процесса, цикла предметов, отдельно взятого предмета, так и конкретного элемента;
- учет уровня субъективного опыта (обучение студентов осуществляется обязательно с учетом начального уровня их теоретических знаний, уровня сформированности соответствующих умений и навыков);
- индивидуализации и дифференциации учебной деятельности (использование совокупности методов обучения, позволяющие студентам проявить свою индивидуальность, реализовать потенциальные возможности);
- целеустремленности, его использование предполагает последовательную реализацию требований квалификационной характеристики учителя во всех компонентах планово- методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- соответствия содержания учебных дисциплин содержания основных видов профессиональной деятельности будущего специалиста по профилю подготовки студента;
- структурного единства предметной и процессуальной стороны содержания дисциплины на разных уровнях его формирования (от общего проекта этого содержания, отражающий содержание модели специалиста, в конкретных форм и методов его реализации);
- оптимальности управления познавательной деятельностью студентов, создание соответствующих условий для реализации их творческих способностей;
- принцип обратной связи позволяет планомерно осуществлять упорядоченный контроль за ходом учебно-познавательной деятельности студентов и соответствующим образом корректировать ее.
- целостного воздействия учебных дисциплин на научную подготовку студентов, т.е. интеграции всех знаний, которые служат ее решению;
- предоставление профессионального направления всем учебным дисциплинам, способствующих подготовке будущих специалистов.
Любая деятельность человека направлена ??на реализацию определенной цели.
Целью обученияв высшей школе является получение лицом знаний, овладение умениями, навыками и способами деятельности в гуманитарной, социальной, научно-естественной и технической сферах. Она определяется условиями развития общества и приобретенным опытом в формировании будущего специалиста отрасли.Задачи обучения
- цель, заданная в определенных условиях (внешние обстоятельства, возможности, внутренние средства).Овладение учебной информацией происходит при проявления личностью высокой активности в учебно-познавательной деятельности. По мнению известного психолога С. Рубинштейна, любое действие исходит из мотива, т.е. побудительного к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл для человека. Мотив - это внутреннее влечение человека к деятельности. Определение мотива - это деятельность, следовательно, процесс учения основывается на мотивации - совокупности факторов, которые предопределяют поведение и учебную деятельность студеной и поддерживается на необходимом уровне.
Неотъемлемым от мотивации является стимулирование учебной деятельности. Стимулом психологи называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование в обучении - это фактор деятельности обучающего, оно способствует возникновению и формированию необходимых мотивов для успешной учебной деятельности студентов.