Руководство познавательной деятельностью студентов на лекции
С целью активизации познавательной деятельностистудентей на лекции преподаватель во вступительной части мотивирует проведения лекции по конкретной теме, сообщает ее цели, задачи и план, который направляет всю познавательную деятельностьстудентСтуденты дословно записывают на лекции законы, формулировка научных понятий, записи, сделанные преподавателем на доске. Оставшийся материал они внимательно слушают и обсуждают, прибегая к конспектирования по содержанию лекции только главного. Его преподаватель выделяет интонацией, проговаривает медленнее, повторяет формулировку. Если у студентов умение выделять главное хорошо сформировано, то после сообщения определенной логической завершенной части научной информации преподаватель может сделать паузу, предложив студентам самостоятельно сделать в конспекте необходимые записи.
На первой же лекции целесообразно рассказать первокурсникам о ведении конспекта, использование в процессе конспектирования различных приемов - выделение цветом, введение определенных символических обозначений, визуализации знаний в виде схем, графиков, таблиц и т.д..
На каждой лекции или после нее можно практиковать выборочный просмотр конспектов нескольких студентов - так преподаватель узнает, понятным был для них содержание лекционного материала и насколько результативной была их познавательная деятельность на лекции, как студенты владеют умением конспектировать.
Поскольку главной дидактической целью и структурой лекции не предусмотрено проведение контроля и оценки знаний студентов, не стоит превращать начало лекции в опрос и оценки нескольких студентов по материалу предыдущей лекции, если только следующая не является логическим продолжением материала, который рассматривался на ней.