Azazel > Образование > Просмотр новости


Методы обучения в высших учебных заведениях


Рассмотрение методовобучения , как дидактического понятия, связан с необходимостью ответа на вопрос: как учить?

Термин «метод» происходит от греческогоmethodos - способ познания.

Выше упоминалась двуединая сущность процесса обучения В связи с этим вполне правомерно рассмотрение трех взаимосвязанных понятий «метод преподавания», «метод обучения» и «метод учения», которые можно определить следующим образом:

Метод обучения

- способ совместной, структурированной деятельности преподавателей и студентов, направленной достижения целей, указанных отраслевыми (и высших учебных заведений) стандартами подготовки специалистов.Метод преподавания

- система структурированных, целенаправленных способов действий преподавателя, направленных на решение учебно-воспитательных задач.Метод учения

- способ познавательной деятельности студентов, осуществляемые с целью усвоения содержания обучения и соответствующих профессиональных компетенций.Хотя в некоторых толковых словарях термины «метод», «способ», «прием» рассматриваются как синонимы, в педагогической теории единогласным есть понимание приема как конкретного проявления составляющей метода обучения. Например, беседа может детализироваться приемами диалога, полилога, системы вопросов и т.п..

Методы обучения образуют подсистему педагогической технологии и имеют достаточно сложное строение. Они не могут анализироваться изолированно и находятся во взаимосвязи с другими компонентами методической системы (целями, содержанием, формами, средствами обучения).

В. Бондарь разработал структуру метода обучения, которая является инвариантной не только для общеобразовательной школы, но и подлежит переносу в деятельность высшего учебного заведения.

В ней отражены все существенные признаки понятия «метод обучения» и систему взаимосвязей между основными его компонентами.

Чаще

методы обученияклассифицируют по следующим признакам:а) источником получения сообщений (словесные, наглядные, практические)

б) логике организации процесса обучения (индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические, традуктивни)

в) уровнем самостоятельно- познавательной деятельности и креативности студентов (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-поисковые, частично поисковые, эвристические (исследовательские).

Кроме упомянутых, существуют и другие классификации методов обучения.

Будущий преподаватель высшего учебного заведения должен осознавать, что определенные

одновременно могут принадлежать до нескольких классификаций методов обучения, имея признаки, присущие каждой из них. Такие классификации служат ориентиром для выбора их преподавателем для определенных видов учебных занятий. Решение стратегических социальных задач по подготовке творческих специалистов невозможно без роста удельного веса в процессе обучения методов, активизирующих познавательную деятельность студентов и имеют четкую эвристическую направленность.классифицируют по следующим признакам:: методы

«мозговой атаки»классифицируют по следующим признакам:многомерных матриц;методсвободных ассоциаций;инверсии;эмпатии;синектики.эмпатии;построены на коллективном эвристическом диалоге (полилоге), направленном на выработку новый идей.эмпатии;применяются для направления творческого поиска решения определенной проблемы.эмпатии;является методом морфологического анализа систем с целью выявления неизвестных элементов, подсистем. Сложность его использования заключается в наличии значительного числа вариантов, которые необходимо проанализировать для получения оптимального решения проблемы.

Метод свободных ассоциацийзаключается в построении множества новых ассоциаций, некоторые из которых могут послужить вектором поиска решения проблемы.

Метод инверсии(перестановка, переворачивание) направлен на решение проблемы в новейших направлениях (изменение языка постановки проблемы, переход от плоскостного представления объектов к пространственному, построение рассуждений в обратном направлении, т. ).

Метод эмпатииявляется методом личностных аналогий.

Метод синектики- характеризуется ознакомлением студентов со стратегией решения проблем, побуждением их к самостоятельной постановки проблемы для нахождения пути ее решения.

Все эти методы действенны, но часто проблема подготовки кадров возникает в несовершенстве программы, а не методов обучения. Поэтому многие выпускники посещают курсы программирования львов, чтобы найти хорошую работу.Определенные методы могут выполнять тройную функцию - быть методами обучения, преподавания и учения. основном это касается методов, отражающих логику учебного процесса, ведь преподаватель подчиняет свою профессиональную деятельность определенной логике, согласно структурирует способы взаимодействия со студентами, для которых эта логика превращается в метод познания (прием познавательной деятельности).

Яркими примерами таких методов является системный анализ и моделирование. Особую значимость они приобретают в условиях развития информационного общества, требует систематизации информационных потоков и их системного восприятия студентами.дидактов основном описывают моделирование как метод исследования объектов, с помощью моделей, содержание, который субъектам учения необходимо усвоить; учебная действие, средство полноценного обучения; моделированием также и создание определенных дидактических систем.

В обучении применяют натурные модели (увеличенные или уменьшенные аналоги определенных объектов) и абстрактные модели (для их построения используются определенные знаковые системы).Моделирование, при необходимости и целесообразности, позволяет разработать систему взаимосвязанных, последовательных действий субъектов педагогического процесса, обеспечивающих усвоение определенных содержательных компонентов дисциплин гуманитарного и естественно-математического направления.

Метод моделирования может использоваться в вузе на лекциях, семинарских занятиях, во время дискуссии, лабораторной работы, работы с определенной информационной системой есть сочетаться с различными методами и формами обучения.

Общие особенности применения рассматриваемого метода обусловлены прежде инвариантностью структуры процесса моделирования (независимой от специфики учебного процесса): постановка проблемы (определение объектов анализа) определение взаимосвязей между ними; построение искомой модели (получение нового результата или системы знаний).

Планируя применить моделирование как метод обучения, преподаватель вуза, в контексте поставленной проблемы, имеет привязать его к определенной классификации методов обучения. «Объектом привязки» целесообразно выбрать турнирных классификации методов обучения (В. Ф. Паламарчук, В.И. Паламарчук). Тривекторне учета признаков методов обучения дает возможность применить моделирование в учебном процессе оптимальным образом.

Анализируя внешнюю форму функционирования метода моделирования (источников получения сообщений) преподаватель определяет: средства (язык) конструирование модели; возможно, целесообразное сочетание с другими методами обучения Прочие (переходные) модели, благодаря которым получается искомая модель; предполагаемые вопросы, в том числе и проблемные. Прогнозируя уровень познавательной самостоятельности студентов при использовании метода моделирования, педагог определяет взаимосвязи для самостоятельного определения их студентами.

При рассмотрении процесса построения модели (на основе инвариантной структуры действий), анализируется логический путь и возможные приемы познавательной деятельности, которые необходимы для данного вида работы.

Если метод моделирования, применен преподавателем, становится объектом рефлексии студентов - это способствует выработке умение применять этот метод не только для передачи знаний другим субъектам, но и для осуществления самостоятельной учебной деятельности.

Основные понятия:

метод обучения, метод преподавания, метод учения, классификация методов обучения, функции методов обучения.


0 комментариев

Оставить комментарий

Ваше имя:  Ваш email (не публикуется):
Текст сообщения::

Рекомендуемые публикации


Методы обследования в травматологии и ортопедии при вызове врача на дом

Жалобы больного Выслушивая внимательно жалобы больного, необходимо отделить главное от второстепенного. Наличие боли является сигналом, который оповещает об угрозе или наличии заболевания.

0 комментариев

Вязаная ажурная юбка

"Женщины все на ощупь, как запах цветущих пионов.

0 комментариев

Где купить фонарики, фонарики / Где купить Небесные фонарики, китайские фонарики / Where to buy sky lanterns, Chinese lanterns

Сегодняфонарикиприобретают все большую популярность. С их помощью можно украсить любой праздник, любое торжество, сделать незабываемый подарок.

0 комментариев

Как защититься от милицейского произвола

Полезная информация для распространения.

0 комментариев